Коммуникация = кофликт
Несмотря на то, что я категорически не верю в пользу многочисленных форумов и семинаров проводимых для имитации успешной коммуникации власти и общества, в этот раз я принял приглашение посетить мероприятие проводимое совместно Департаментом информации и взаимодействия с общественностью Секретариата КМУ и ОБСЕ в Украине.
Принял как раз потому что основная проблематика как раз и состояла в определении причин препятствующих общению государственных служащих и общественных активистов.
Следует отдать должное организаторам. Достаточно открытый формат и возможность неформального общения позволили хоть на некоторое время, хоть вынуждено, но стать ближе представителям исполнительной власти и институтов гражданского общества. Вот только опять же: только на протяжении мероприиятия и только вынужденно.
То есть прямо как у Чака Паланика с "одноразовыми друзями" которыми могут стать наши соседи в поезде или самолете: мы были друзьями ровно до того момента, когда наше вынужденное заключение не закончилось.
Что же касается самого предмета обсуждения, то ни о каком диалоге общества и власти, ни о методах и проблемах коммуникации, о коммуникационных стратегиях и прочей не имеющей отношения к реальной необходимости речи ни шло.
Лишь только заикнувшись о проблематике коммуникации организаторов вместе с участниками накрыла волна конфликтологии и процессов выхода из конфликтных ситуаций которые возникают на том месте где должен был быть диалог, обратная связь и обмен информацией - мнениями, то бишь процесс коммуникации!
При этом я повторюсь: атмосфера на мероприятии была крайне дружественная и никто не пытался никого перекричать. Вот только перейти к обсуждению коммуникации не получилось!
Потому что никакой коммуникации между властью и обществом у нас сегодня как не было так и нет!
Любой так называемой коммуникации или диалогу предшествует КОНФЛИКТ!
Почему так? Кто виноват в сложившейся ситуации?
Однозначно власть! И не потому, что там работают хорошие или плохие люди. Не потому, что они обязаны так себя вести. Не потому, что у них нет желания идти навстречу общественности.
Нет.
Проблема заключается в том, что в паттерне поведения который мы бережно сохранили со времен СССР, власть реагирует только при условии если человек или группа людей доведены до отчаяния и градус проблемы переростает в конфликт, который уже в этой фазе представители власти пытаются потушить.
Никто и ухом не поведет до того как ситуация накалится до конфликтной или до того как вы не начнете орать в приемной или идти на другие отчаянные меры.
До того как вы это не сделаете, по протоколу, никто на вас реагировать не обязан.
Прямо-таки создается впечатление, что доказательством необходимости реакции на заявление, просьбу, жалобу или любое другое обращение общества является доказанная возможность возникновения конфликта в случае отсутствия реакции на него!
При этом никому во властных кабинетах просто не приходит в голову, что можно было конфликту не дать возникнуть.
Что основой для конфликта, почвой для него является не сама проблема, а банальное игнорирование важности налаженной коммуникации между властью и обществом!
Что за все годы независимости мы не додумались избавиться от совковых парадигм наплевательства на общественное мнение,.
Что власть не канализировала процессы обмена информацией, а просто убегала и продолжает избегать определения проблемы.
Что глухота власти как была и остается причиной того, что мы, как и вся страна - не меняемся!
И тут снова таки надо понять, что у нас не стоит задача сохранить тысячелетнее наследие предков.
У нас не стоит задача укрепить стены отделяющие власть от народа.
Что если мы идем к модели управления страной без посредников, то нам стоит как раз таки помочь власти стать в этом процессоре модератором, координатором и учителем, а не препятствием стоящем на пути развития общества.
P.S. К сожалению не сфотографировал отображений власти в лице общества и наоборот. Единственное, что по памяти хорошо запомнил так это то, что чиновники не были людьми. А также то, что ни на одном из изображений чиновников не наградили ушами. В то время как в общественном секторе они были, и немалого размера.