Бизнес-технология Кайдзен
Кайдзен сегодня - фаворит миллиардеров во всех странах мира. Эту технологию применили японские компании после Второй мировой войны. Примером для других стала автомобилестроительная фирма Toyota, далее в геометрической прогрессии интерес к технологии рос: немецкая Siemens, российские «Лукойл», «Алроса», ГАЗ, «Балтика», КАМАЗ, «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз», внедрение механизмов кайдзен в классическую психотерапию и индустрию разработок программного обеспечения в конце 2000-х.
Безусловно бизнес-модель Кайдзен это плод японской души, уникального образа жизни в суровых географических условиях, выжимка философии эффективности длиною сотен тысяч лет.
В 1986 году издана книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success». В японском языке слово «кайдзен» означает «улучшение», “совершенствование”.
«Кайдзен» в бизнесе означает:
- Постоянное совершенствование всех участников предприятия: от директора до рядового рабочего. Идеи каждого внимательно рассматриваются.
- Оптимизируя стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь или же Бережливое производство (экономический термин).
- Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.
Один из создателей методологии Scrum Джефф Сазерленд рассматривает кайдзен как процесс устранения помех (англ. impediments[3]), силами команды (а не одного скрам-мастера). На совещании, называемом ретроспектива спринта, идентифицируется наиболее серьёзная помеха, и задача по её устранению вносится в следующий бэклог спринта (англ. sprint backlog) наравне с другими историями (англ. user stories), то есть вместе с оценкой трудозатрат и приемочными тестами.
Вне бизнес-сферы, кайдзен-настоящая жемчужина для психологов и ловцов более осознанной жизни.
Психологи знают, что любые перемены страшат человеческий мозг, революционные способы достижения целей крайне редко результативны. Маленькие шаги кайдзен “обманывают” отрицательную реакцию мозга, стимулируя и рациональное, и творческое мышление.
В странах СНГ, с сильным азиатским культурным оттенком (роскошь должна опалять очи окружающих) и богатыми природными ресурсами, минимализм кайдзен не очень актуален. Кроме того, генетически вышестоящим сложно сломить свой код барьеров, чтобы публично оценить идеи нижестоящих открыто (воровство не поощряется кайдзен).
Культурам с многолетними традициями рационализаторов и изобретателей ближе и понятнее японский термин «Кайкаку» (“радикальная инновация”) — радикальные изменения процессов на базе обновленного оборудования. Для освоения Кайкаку потребуются подготовленные талантливые инженеры (не более 1-2% всех сотрудников организации). Значимость изменений в стиле Кайкаку намного легче «продать». И вот парадокс: без Кайдзен, улучшения в стиле Кайкаку обречены деградировать со временем.
Кайдзен прочно вплелась в мировоззрение европейских собственников и тех влиятельных магнатов, кто видит земной шар панорамным зрением целиком. Ресурсов становится меньше с каждым часов и с каждым днем, потому все философии минимализма для самых успешных “из будущего”.
@ Кристина Ягужинская